Миасс. Живая история

Дети войны

8 апреля в Музее истории образования, расположенном в школе №20, для учеников 7-го и ряда учащихся 4-го, 5-го классов прошёл час воспоминаний о военном времени. Музей, под руководством Ирины Поносовой, регулярно проводит интерактивные встречи.

Любовь Кудянова, девятилетней девочкой оказалась в немецкой оккупации в родном посёлке Покровское, Днепропетровской области. Она поделилась со школьниками своими воспоминаниями: «День и ночь через наш посёлок шла техника — немецкая, французская, чешская — с захватчиками. В нашем дворе тоже остановилась машина, зашли — в чёрных шинелях — немцы. Определяясь на постой в пустой части дома, они стали фонариками освещать потолок:

- Партизан есть? - выкрикивали, выискивали насекомых, сравнивая их с партизанами, которых очень боялись. Потребовали натопить жарко помещение:

- Шнель! Арбайтен! - заставив вместо дров, которых не было, использовать для этого забор. Еще помню случай, когда фашист зашёл к нам на кухню, построил нас, детей, возле русской печи — меня и двоих младших братьев — уселся, вытащил пистолет и стал переводить прицел с меня на братьев. Мы не плакали, оцепенели от ужаса и страха смерти. Его кто-то позвал, он выстрелил не целясь и ушёл. Мы остались живы, но с душевной раной ожидания смерти... Очень ждали Красную армию, приникали ухом к земле, слушали гул. В сентябре 1943г. линия фронта проходила через посёлок, шла перестрелка. Братик, восьмилетний Серёжа, вместо того, чтобы сидеть в погребе, выбрался и наблюдал бой. Интересно ведь, как снаряды летят туда и сюда. Тогда освободили наш посёлок. Уже в октябре мы пошли учиться. Мальчишки долго ещё находили боевые гильзы, патроны, гранаты, были и смертельные случаи. Сейчас тоже могут быть такие провокации в связи с событиями на Украине. Ни в коем случае не подбирайте подозрительные металлические предметы, обращайтесь в правоохранительные органы. Запомните: самое страшное в жизни — это война. А самое главное — это жизнь. У вас впереди счастливая жизнь на благо России.»

Ребята внимательно слушали, поделились своими соображениями о причинах современных войн: «политика», «передел ресурсов», «несоблюдение прав человека». Женя Денисов добавил:

- Переписывание истории.

Живое общение с людьми, пережившими ужасы Отечественной войны, необходимо школьникам. Так ярче передаются чувства, эмоции, обостряется интерес к теме, соблюдается связь поколений и факты навсегда сохраняются в памяти.

Юная музейщица Даша Качаева осталась, дождалась момента, чтобы лично поблагодарить Людмилу Павловну за рассказ. Даша считает, что начинает войну тот, кто не помнит, не знает всех военных ужасов.

Светлана ОСТАНИНА

Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
  _       ___    ____    _     
| | __ / _ \ | _ \ | |
| |/ / | | | | | |_) | | |
| < | |_| | | __/ | |___
|_|\_\ \__\_\ |_| |_____|
Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.