Миасс. Чем писали на Руси

Встретимся в музее

На прошлой неделе третьеклассники лицея №6 посетили тематическое занятие «Чем писали на Руси», прошедшее в Музее истории образования, расположенного в школе №20, ул. Нахимова, 24.

Руководителем Музея, вот уже десять лет, является Ирина Поносова.

— Как вы понимаете, что такое музей?, — спросила ребят Ирина Леонидовна, — правильно, это место, где живёт история. А где ещё живёт история? Да, в книгах. Но книгу вы прочитали, а прикоснуться к историческому экспонату не можете, а в нашем музее прикоснётесь.

Главной идеей музея является сохранение памяти о педагогах, их вещах и делах. Музей возвращает к жизни минувшее, по крупицам собирает станицы истории образования с 1802 года, от горнозаводского училища до современных учебных заведениях. В нём проводятся встречи, выставки, экскурсии, вечера памяти, чествование педагогических династий. При музее работает творческое объединение «Обо всём на свете», экскурсионное объединение «Юный музейщик», там занимаются школьники, приобщаясь к поисковой деятельности и основам музейного дела.

Экскурсию — «История пишущих принадлежностей» — провели школьницы: Кристина Нафикова и Лиза Гуликеева.

— Первыми средствами для письма были палка и камень. Гусиными перьями писали тысячу лет, — рассказывала Лиза, — весной, у сильного, молодого гуся брали перо из левого крыла (чтобы его оперение не закрывало то, что пишется), очищали в раскалённом песке, обрезали и затачивали. С применением гусиного пера появились прописные буквы, почерк, наклон. Россия являлась крупнейшим производителем гусиных перьев для письма во всём мире. Например, в Англию, Россия экспортировала 27млн. перьев ежегодно, — продолжала Лиза.

Девочки рассказали о перьевых ручках, чернильнице-непроливайке, разнообразии чернил, промокашках, чернильных ручках.

— Прародителями шариковой ручки можно назвать древних Египтян, — продолжила Кристина, — их ручка представляла собой свинцовую трубочку с заострённым концом. Внутрь вставлялась тростинка и наполнялась тёмной жидкостью. Когда они водили ею по папирусу, то оставался след. Такую ручку археологи нашли в гробнице. Но это открытие было забыто.

Ещё много увлекательного поведали девочки. Но самым интересным было поскорее заняться практической частью. На столах для детей, были приготовлены чернила, свекольный, морковный соки, сажа, кофе, разведённые растительным маслом — заменители чернил, гусиные перья, перьевые ручки, образец алфавита на глаголице и листочки бумаги для письма. С удовольствием ребята начали писать гусиными перьями. Испробовали все чернила. Не беда, что писали верхней стороной пера перьевой ручки. Выводили свои имена на глаголице, писали сообщения родителям, ставили кляксы, рисовали человечков. Ещё — посидели за партой с откидной крышкой, полистали ученическую тетрадь, исписанную чернилами, с разными отметками, «посчитали» на счётах. Все - остались довольны экскурсией.

— В каникулы мы стараемся посетить другие музеи, выставки, и ребятам — «юным музейщикам» — это интересно, — отзывалась Ирина Леонидовна о своих помощницах Лизе и Кристине. — Если даже экскурсионная деятельность не станет их профессией, то на этапе их школьного развития, они приобретают поставленную речь, умение держаться на публике. Узнают историю образования, азы музейного дела, общаясь с разной аудиторией — младшими школьниками, взрослыми гостями музея — осознают важность преемственности поколений. Сами бережно относятся к музейным экспонатам и предупреждают экскурсантов об этом. Девочки являются лицом школы. Правда, на уроках, взяв музейные интонации при ответе, получают замечания: «Не говори по-музейному, ты же на уроке».

Музею — успешного развития, благодарных посетителей, интересных открытий.

Светлана ОСТАНИНА

Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
      _    ____   ____    _   _ 
| | / ___| | _ \ | \ | |
_ | | | | | | | | | \| |
| |_| | | |___ | |_| | | |\ |
\___/ \____| |____/ |_| \_|
Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.